Создание коалиции "Россия без произвола и коррупции", инициаторами которой выступили лидер Республиканской партии России Владимир Рыжков, член бюро "Солидарности" Борис Немцов, лидер Российского народно-демократического союза Михаил Касьянов и лидер движения "Демократический выбор" Владимир Милов, вызвало в лагере либералов серьезные дебаты. Одни оппозиционеры приветствуют этот проект, другие его критикуют. Мы попросили известного экономиста и политического деятеля Андрея Илларионова высказать свою точку зрения на этот счет.

— Андрей Николаевич, как вы отнеслись к созданию коалиции "Россия без произвола и коррупции"?

— С недоумением. Конечно, любые граждане страны, включая и тех, кто пытается заниматься политикой, могут объединяться, в том числе и в такие группы. Правда, при этом возникает несколько вопросов. Главный: "Зачем?" Участники этой группы говорят, что хотят создать партию для участия в парламентских выборах, а также отобрать кандидата для участия в выборах президента. Извините, это для кого говорится и для чего это делается? Ни у одного разумного человека в нашей стране нет никаких иллюзий по поводу того, зарегистрируют ли власти такую партию и такого кандидата, будут ли выборы 2011 и 2012 годов честными, прозрачными, свободными, сможет ли такая партия получить места в парламенте, явится ли новая Дума хоть чем-то напоминающим реальный парламент. Спрашивается: а зачем тогда огород городить? Чтобы "побегать" и "согреться"? Чтобы помочь властям поддерживать иллюзию выборов? Чтобы в очередной раз создать ложное впечатление: "А может прорвемся?" Чтобы отвлечь политически заинтересованных граждан от анализа фактической, а не иллюзорной ситуации, от принятия ими альтернативных, но потенциально более перспективных решений? Иными словами, помочь режиму успешно пережить еще один так называемый "избирательный цикл" и остаться у власти на следующие 5-6 лет? В этом и состоит цель такого объединения?

Возникают, естественно, и вопросы относительно идеологической, организационной, финансовой базы такой организации. Какова ее программа? Почему создатели этой группы отказываются от сотрудничества с многими демократическими организациями и движениями? Суть демократии предполагает признание политическими силами своего юридического равенства с другими политическими силами, готовность участвовать с другими движениями, не использующими насильственные методы, в свободной конкурентной политической борьбе. Отказ от этого принципа является признаком недемократичности таких политических деятелей и руководимых ими структур.

Кроме того, гораздо более широкая коалиция демократических сил в России уже создана, она существует с мая 2008 года и называется Национальной ассамблеей. В нее вошли демократические организации, считающие возможным и необходимым вести свободную политическую борьбу, придерживаясь четких демократических правил — и либеральные, и патриотические, и левые, и центристские, и правозащитные, и либертарианские. Не только организации, вошедшие в Национальную ассамблею, не только их руководители, но и их члены подписали Декларацию и Хартию Национальной ассамблеи. Тем самым они отказались от насильственных действий, от мошенничества в борьбе за восстановление права и демократии в нашей стране. Вот это действительно коалиция, и эта коалиция действительно является и наиболее широкой по охвату, и демократической по правилам своей работы. Организации, не вошедшие в Национальную ассамблею, не входящие в нее и отказывающиеся от сотрудничества на таких же принципах, что и Национальная ассамблея, дают основания сомневаться в их демократичности.

— Почему в последнее время о Национальной ассамблее ничего не слышно?

— Тот факт, что в информационном пространстве "зажигают" то один, то другой пиаровский проект, не означает, что в это время не идет серьезная работа, не привлекающая большого общественного внимания. Национальная ассамблея движется к своим целям, провозглашенным в Декларации, в соответствии с принципами, закрепленными в Хартии. Первоначальная цель — это создание альтернативного официальному правого поля, и на фундаменте этого правового поля — создание альтернативного политического поля. Такова последовательность общественного развития. Хорошо известно, что нынешняя Дума — не место для дискуссий, что нынешняя власть является неправовой и нелегитимной. Сотрудничество с нынешними властями по их правилам, в том числе и участие в так называемых выборах, что объявлено в качестве цели группой упомянутых вами политиков, является не чем иным, как действиями в поддержку властей, независимо от того, что заявляют ее инициаторы.

— А чем сейчас занимается Национальная ассамблея, как развивается этот проект?

— В настоящее время работа Ассамблеи проходит в основном в рамках комитетов и комиссий. Например, одним из ключевых проектов является подготовка новой Конституции страны. По серьезности и глубине идущая работа несопоставима с пиаровскими заявлениями.

— Известно, что вы также выступаете за работу над правовыми основами свободной экономики...

— Правовые основы свободной экономики являются производной от правового и политического режима. Свободную экономику невозможно создать в политически несвободной стране. Конечно, важно то, какими будут налоги: высокими или низкими, будут ли их шкалы плоскими или прогрессивными. Но гораздо более важным является то, что может произойти с самими плательщиками налогов. Смогут ли власти произвольно посадить в тюрьму такого плательщика налогов, как, например, Михаил Ходорковский? Вынужден ли будет другой плательщик налогов, как, например, Евгений Чичваркин, бежать из страны и отсиживаться в Лондоне? Какими газами будут душить нынешних и будущих налогоплательщиков, какими огнеметами их будут жечь, из каких танков их будут обстреливать, когда они окажутся на очередном представлении в "Норд-Осте" или на ином Дне знаний в бесланской школе? Тем, кого режим отправил в эмиграцию, в тюрьму, в иной мир, нет большого дела до величины налогового бремени, уровня процентных ставок и размера таможенных пошлин. В условиях террора власти против собственного народа свободной экономики не бывает. Политически несвободная страна свободную экономику иметь не может.

— В таком случае изменилось ли ваше отношение к людям, подписавшим соглашение о коалиции?

— К людям, подписавшим соглашение о широкой демократической коалиции под названием Национальная ассамблея, отношение уважительное. Независимо от их политических и идеологических взглядов, это те люди, кто озабочен судьбой страны и кто готов идти ради восстановления права и демократии в России на непростой, но необходимый компромисс с другими политически активными силами. Надеюсь, что и те люди, кто придерживается демократических взглядов, но кто еще не вошел в члены Национальной ассамблеи, рано или поздно присоединятся к подписантам ее Декларации и Хартии. Те же, кто отказываются от этого, видимо, до конца не понимают, что такое демократия. Более того, отказываясь от действительно широкой коалиции демократических сил, пытаясь расколоть российское демократическое движение объявлениями о формировании различных групп и группочек, собирающихся участвовать в играх с режимом по правилам режима, они тем самым помогают нынешней власти. Они не могут этого не понимать. Пиар, получаемый от таких проектов, не идет на пользу российской демократии.

— Какой бы вы предложили достойный выход из этой ситуации?

— Выход из нынешней ситуации беспредела, бесправия, террора лежит через воссоздание базового правового поля для российского общества — общего если не для всех, то для большинства политических и идеологических сил страны. Воссоздание такого правового поля может происходить только в рамках самого широкого круглого стола политических сил, придерживающихся демократических правил взаимодействия. Такой круглый стол — Национальная ассамблея — работает. Для искренних приверженцев правового демократического будущего для нашей страны за этим круглым столом всегда найдется место.

Ольга Гуленок

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter