В марте этого года произошли события, которые, как ни парадоксально, в немалой степени будут способствовать расширению экспорта российского газа в Европу. Из Брюсселя пришло сообщение об утверждении Европарламентом и Европейским Советом, разработанных Европейской комиссией (ЕК), новых правил оформления межправительственных соглашений со странами – не членами ЕС в области энергетики.
Нововведения направлены на расширение прозрачности соглашений, создание конкурентной среды и обеспечение соответствия правилам и требованиям Евросоюза, которые прежде не удавалось реализовать из-за разнобоев в двусторонних соглашениях, заключенных, в частности "Газпромом" с каждым отдельно взятым членом ЕС. В соответствии с новыми правилами, соглашения по нефти и газу с компаниями третьих стран перед подписанием должны быть представлены в Еврокомиссию для проверки их соответствия законодательству ЕС.
Об этом 21 марта официально объявил министр энергетики Мальты – страны, которая сейчас председательствует в ЕС, отметив, что теперь подписанные соглашения будут отвечать законодательным требованиям Евросоюза, способствовать обеспечению энергетической безопасности Европы.
Характерно то, что утверждение новых правил состоялось после того, как завершилось многолетнее антимонопольное расследование ЕС в отношении "Газпрома", в результате чего российская компания пошла на уступки, отказавшись от ряда преимуществ на рынках Европы и изменив ценообразование. "Газпром" готов на компромиссы в урегулировании антимонопольного спора с ЕС. Как говорится в сообщении Еврокомиссии, опубликованном в понедельник, 13 марта, российская компания, в частности, обязуется не препятствовать реэкспорту газа на рынках Центральной и Восточной Европы. Кроме того, "Газпром" намерен отказаться от преимуществ, которые ему дает контроль над газотранспортной и газораспределительной структурой.
Российский монополист, в частности, выразил готовность пересмотреть ценообразование для Польши, Болгарии, Эстонии, Латвии и Литвы, привязав его к ценам западноевропейских газовых хабов. Также "Газпром" пообещал не требовать от Болгарии компенсации за отказ от газопроводного проекта "Южный поток". "Обязательства, принимаемые на себя "Газпромом", позволят обеспечить свободный переток газа в Центральной и Восточной Европе по конкурентным ценам и решат проблемы конкуренции", – заявила в связи с этим еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер.
Таким образом, Евросоюз и "Газпром" пришли к неожиданному компромиссу, который, по мнению специалистов и экспертов, создаст новые возможности для российской компании. Идя на уступки ЕК, "Газпром" практически ничего не теряет и, самое главное, снимает с себя риск многомиллиардного штрафа. Кроме того, считается, что новое ценообразование может оказаться выгодным не столько потребителям, сколько самому "Газпрому", так как средняя цена западноевропейских хабов несколько выше, чем средняя цена европейских поставок.
Между тем, самое важное из примирения ЕС и Газпрома состоит в том, что многолетние дискуссии и обсуждения на различных уровнях о снижении зависимости Европы от российского газа, как фактор сдерживания Путина, становятся благими намерениями. Уже сам факт, что в 2016 году "Газпромом" за всю историю своей деятельности зафиксирован рекордный объем поставок на европейские рынки – почти 180 млрд. кубометров жидкого топлива, говорит сам за себя.
Тем не менее, останавливаться на достигнутом кремлевская кормушка не собирается. Во многом этому способствует недальновидная политика Евросоюза, долгие годы фактически закрывавшего глаза на формирование монопольного положения "Газпрома" на энергетических рынках Европы. Сегодняшняя 34-х процентная доля российского концерна в Европе – прямой результат иждивенчества и беспечности европейских лидеров, а также успешного лоббирования со стороны Москвы.
После агрессивных антиукраинских действий Путина с аннексией Крыма и разрушением Донбасса, Евросоюз попытался принять комплекс политико-экономических превентивных мер. Среди этих мер немалое место отводилось энергетическим инструментам воздействия на кремлевского возмутителя европейского спокойствия. В частности, решением Еврокомиссии был заблокирован так называемый "Южный поток" – проект строительства газопровода в Европу в обход Украины. Хотя благодаря турецкому конъюнктурщику Эрдогану этот проект наполовину "перетек" в "Турецкий поток". В Москве надеются, что после реализации первой очереди этого путинско-эрдогановского прожекта для внутреннего потребления Турции, он все же в итоге достигнет Европы.
Однако, наибольшие надежды Кремль и его подручный "Газпром" на опутывание Европу газовыми "скрепами" связывают с "Северным потоком-2". Этот проект предусматривает прокладку параллельной нитки рядом с действующим трубопроводом по дну Балтики до побережья Германии, совокупной пропускной способностью в 110 млрд. кубов газа в год.
Противники этих газпромовских проектов – Украина, Польша, другие восточноевропейские и балтийские страны в связи с новым развитием отношений между ЕС и российским монополистом сейчас находятся в тревожном ожидании. Ведь понятно, что примирение с ЕС будет использовано "Газпромом" как возможность продвижения своих затянувшихся проектов по доставке газа в Европу.
Масло в огонь подливают западные СМИ, которые сразу после того, как "Газпром" согласился пойти на уступки на европейских рынках, предположили, что Еврокомиссия в ближайшее время одобрит газопровод "Северный поток-2". Так, онлайн-издание Euractiv сообщает, что ЕК может дать зеленый свет российскому газопроводному проекту "Северный поток-2" уже осенью. По его данным, глава ЕК Жан-Клод Юнкер с большой вероятностью примет положительное решение по проекту, оно будет объявлено после сентябрьских выборов в Германии.
То ли по совпадению, то ли с целью демонстрации своего уверенного положения, но также 21 марта Председатель правления "Газпрома" А. Миллер в Москве поочередно провел встречи и переговоры с главами компаний крупнейших европейских концертов – Eni (Италия) и BASF (Германия), на которых обсуждались перспективы северного и южного маршрутов экспорта российского газа в Европу.
В частности, с Генеральным управляющим концерна Eni S.p.A. Клаудио Дескальци подписан Меморандум о взаимопонимании, который отражает заинтересованность сторон в анализе перспектив сотрудничества в области развития южного коридора поставок газа из России в страны Европы, в частности, в Италию, а также модернизации контрактов на поставку российского газа в республику.
С Председателем Правления BASF SE Куртом Боком наряду с обсуждением хода совместного освоения месторождений углеводородов в России, были также рассмотрены вопросы, связанные с реализацией проекта "Северный поток-2". Отметим, что BASF участвует в этом проекте через свою дочернюю компанию Wintershell, которая входит в совместное предприятие Nord Stream AG ("Газпром" – 51%, Wintershall Holding и Uniper – по 15,5%, Gasunie и ENGIE – по 9%).
Как видим, Миллер не собирается зря тратить время и параллельно с утверждением ЕС новых правил энергетических соглашений педалирует два ключевых проекта, которые еще больше могут привязать европейские рынки к российскому газу. Наиболее реальным видится реализация "Северного потока-2", поддерживаемый нынешний канцлером Германии. К тому же прокладка второй ветки "Турецкого потока", предназначенной для Европы пока под вопросом. "Турецкий поток", как и "СП-2", нацелен на снижение транзита через Украину, и если будут введены обе ветки "ТП" и к ним добавится действующий на полную мощность второй "Северный поток", поставки через украинскую территорию прекратятся полностью (в 2016 году через Украину "Газпром" поставил 82,2 млрд. кубометров и потратил 2 млрд. долл. за транзит).
Как будет развиваться ситуация вокруг утверждения Брюсселем близнеца существующего "Северного потока" покажет ближайшее время. Тем не менее, складывается противоречивая ситуация, когда одной рукой ЕС вводит антипутинские санкции, а другой – способствует укреплению валютно-финансового положения путинского режима путем расширения экспортных возможностей газового сектора России.
Скорее всего, все идет к тому, что непросто будет накинуть на "Северный поток" польско-украинский "платок".