25 августа президент России Владимир Путин приказал военному руководству увеличить с 2023 года штатную численность войск на 137 тысяч человек, тем самым доведя ее до 1,15 миллионов. Тем временем настроения в российских войсках показывают, что таких ресурсов у Кремля нет, пишет СЕРА.

Военные аналитики уже окрестили путинский указ неадекватным, особенно учитывая ухудшение демографической ситуации в России. По словам эксперта по международным отношениям и безопасности Павла Лузина, уже сейчас впервые за несколько лет произошел недобор в армию на треть, и возможное увеличение срока службы по призыву лишь усилит этот тренд. В случае же, если Путин решит перевести в вооруженные силы часть Росгвардии, снизятся его ресурсы по борьбе с протестующими внутри страны.

Что же касается возможности направлять больше солдат-срочников на войну с Украиной, против такой идеи (равно как и против всеобщей мобилизации) выступают даже лояльные Кремлю военные эксперты. Авторы близкого к российскому Министерству обороны сайту "Военное обозрение", в частности, сравнивают эффект от такой мобилизации с последствиями, с которыми столкнулись США во время войны во Вьетнаме. Они напоминают, что именно вернувшиеся в фронта призывники часто становились потом самыми ярыми антивоенными активистами, а протесты против войны едва не привели к социальному взрыву в американском обществе.

В связи с этим российские военные эксперты предрекают, что в случае мобилизации и направления призывников на фронт в обществе начнут возрастать антивоенные настроения, "разжигаемые" через комитеты солдатских матерей и другие подобные организации. Правда, авторы статьи уверяют, что подобные настроения в России будут провоцировать Соединенные Штаты, очевидно, полагая, что российские матери не способны самостоятельно испытывать горе при утрате сыновей.

Как бы то ни было, с выводами военных экспертов согласны и лояльные Кремлю социологи. По их мнению, "лоялистский и обывательский сегменты общества, составляющие абсолютное большинство жителей России", хотя и поддержали так называемую "спецоперацию", на фоне затягивания боевых действий начинают чувствовать усталость и разочарование. По словам главы аналитического центра "Политген" Ярослава Игнатовского, у обывателей все чаще появляется желание "спрятать голову в песок" и заботиться о собственном "кармане и благополучии". Согласно данным опубликованного в августа социологического опроса, несмотря на формальную поддержку войны, 62% мужчин не готово принять в ней личное участие.

Нежелание призывников воевать подтверждается и реальными примерами. В июле стало известно о том, что около 20 российских военных, отказавшихся воевать в Украине, несколько недель находились в заточении в Луганской области под охраной бойцов частной военной компании "Вагнер". Изначально этих солдат привезли на войну обманом, однако после месяца боевых действий около 300 военнослужащих из 136-й мотострелковой бригады отказались воевать и самовольно покинули места расположения войск. После этого, по сообщениям самих "отказников", некоторых из них держали в подвале, угрожая следственным изолятором и судом.

Не слишком горят желанием воевать даже военнослужащие по контракту. К примеру, в августе появились сведения о том, что контрактники из Дагестана, которые отказываются участвовать в военных действиях в Украине, испытывают незаконное давление. "Отказников" помещают на гауптвахту, ставят в военные билеты штамп "склонен к предательству", лишают единовременных выплат и угрожают им трибуналом.

Пока такие случаи не являются повсеместными, солдатские матери и жены не организуют в России массового военного движения. Многих пугают репрессии и перспектива уголовных дел за малейшую критику войны, некоторые соглашаются молчать в обмен на денежные компенсации за погибших сыновей, а кто-то до сих пор искренне верит пропаганде. Пропагандисты, в свою очередь, активно бравируют сюжетами, в которых матери погибших военнослужащих рассказывают, как глубоко они уважают Владимира Путина и поддерживают войну, а также гордятся своими "боровшимися с фашизмом" детьми.

Тем не менее, даже на этом фоне жены и матери российских военных периодически высказывают недовольство. В конце июня жены бурятских военнослужащих записали видеообращение, в котором попросили главу республики Алексея Цыденова вернуть их мужей с так называемой "спецоперации". Через месяц уже более ста семей российских военнослужащих обратились к Путину с требованием найти их сыновей, мужей и братьев, которые находятся в зоне боевых действий в Украине.

Разумеется, пока эти обращения очень далеки от реального протеста. Их авторы не выступают против войны, не обвиняют Путина в ее развязывании, а, напротив, воспринимают его как единственный источник помощи и защиты. Однако по мере того, как война будет затрагивать каждую семью, она начнет нарушать то, что российские обыватели ценят больше всего на свете – иллюзию нормальной и спокойной жизни. Мы помним, как резко снизилось доверие россиян государству даже на фоне вакцинации от ковида, которое многие восприняли как вмешательство в частную жизнь. Эта тенденция станет еще более явной, когда государство начнет массово приносить в российские семьи горе и смерть.

Пока такие случаи не являются повсеместными, солдатские матери и жены не организуют в России массового военного движения. Многих пугают репрессии и перспектива уголовных дел за малейшую критику войны, некоторые соглашаются молчать в обмен на денежные компенсации за погибших сыновей, а кто-то до сих пор искренне верит пропаганде. Пропагандисты, в свою очередь, активно бравируют сюжетами, в которых матери погибших военнослужащих рассказывают, как глубоко они уважают Владимира Путина и поддерживают войну, а также гордятся своими "боровшимися с фашизмом" детьми.

Что касается иных, помимо мобилизации, ресурсов для войны, даже лояльные Кремлю эксперты не раз отмечали их нехватку. Некоторые из них прямым текстом пишут, что Россия уже сегодня в полную силу использует артиллерию и авиацию, и то, что наблюдается на фронтах, и есть реальный уровень возможностей Москвы в этой войне.

Правда, это не означает, что противника следует недооценивать. У России до сих пор наблюдается перевес в живой силе, а так же, как отмечают российские военные, в части штурмовой авиации, количестве бронетехники и возможности наносить удары по украинским тылам. Также Москва делает ставку на то, что Европа замерзнет зимой без российского газа, а потому вынуждена будет пойти на компромисс. Однако уже сегодня очевидно, что ожидаемая в Кремле победа над Украиной при данном раскладе попросту невозможна.

Ксения Кириллова

ru.krymr.com

! Орфография и стилистика автора сохранены