Можно ли судить за слова?
Эзра Паунд был одним из самых выдающихся англоязычных поэтов ХХ века. Это, увы, не противоречило тому, что он был еще злобным антисемитом, а во время Второй мировой войны активно поддерживал Гитлера и Муссолини. Он записал сотни передач на итальянском радио, в которых воспевал Гитлера и Муссолини и призывал всеми силами бороться за чистоту расы и отделаться от "грязных евреев".
Когда нацисты начали депортировать итальянских евреев, он выступил с предложением, достойным поэта. По мнению Паунда, надо было обязать книжные магазины продавать "Протоколы сионских мудрецов" — знаменитую антисемитскую фальшивку. Это, по его мнению, должно было противостоять чувству "бесполезной жалости", которое могло возникнуть при виде людей, которых отправляли в Освенцим.
Уже после ареста он то восклицал, что Гитлер святой и сравнивал его с Жанной д’Арк, а то объяснял, что он против фашизма и даже не так уж плохо относится к некоторым евреям
Его судили, потом поместили в психушку. Огромное количество литераторов и просто почитателей Паунда заступалось за него. А вот Хемингуэй в ответ на предложение помочь написал: "Он совершил довольно серьезную ошибку — предал свою родину, и пусть пожинает плоды своих дел". Впрочем, через несколько лет уже и Хемингуэй говорил, что "пора выпускать поэтов". Паунда выпустили из больницы только в 1958 году, приехав в Италию, он тут же порадовал своих поклонников фашистским приветствием.
Юлиусу Штрайхеру, самому омерзительному нацистскому пропагандисту, повезло меньше. Да у него и не было гения Паунда. Его газетка "Штюрмер" — "Штурмовик" — вызывала отвращение даже у Геринга. Это не мешало тому, что она издавалась миллионными тиражами и вывешивалась на специальных стендах, чтобы все читали, как Штрайхер расписывает якобы творимые евреями делишки, смакует порнографические детали "сожительства" евреев с арийскими женщинами и призывает к расправам.
В Нюрнберге Штрайхер, конечно, доказывал, что он "просто издавал газету", но трибунал пришел к выводу, что его публикации и "призывы к убийствам" делают его виновным в преступлениях против человечности. Штрайхера повесили.
А вот теперь в Гааге начали судить Фелисьена Кабугу, мультимиллионера, вложившего большую часть своих денег в организацию геноцида тутси в Руанде. Это он финансировал печально знаменитое "Радио тысячи холмов", изрыгавшее ненависть во всех своих передачах, призывавшее убивать "тараканов" хуту, а когда геноцид начался, сообщавшее адреса конкретных людей, подлежавших уничтожению. Это он оплатил доставку в Руанду 500 тысяч мачете, которыми разрубали на кусочки людей.
А потом он, конечно, удрал. Пытался въехать в Швейцарию, но его не пустили (странно…). Потом он пожил в Конго, потом, судя по всему, долго жил в Кении. В 2003 году — через 9 лет после геноцида в Руанде, — был убит молодой кенийский журналист, который помогал ФБР в поисках Кабуги. Когда в 2008 году Барак Обама призвал кенийское правительство перестать укрывать Кабугу, это вызвало возмущение. Власти заявили, что президент оскорбил весь народ Кении.
Кажется, Кабуга понял, что пахнет жареным, потому что арестовали его в 2020 году во Франции. Похоже, ему оказалось проще переместиться в Евросоюз, чем тем несчастным, которые пытаются добраться до него на плотах. Теперь его судят. Ему 89 лет, и сейчас, наверное, раздадутся призывы "пожалеть старика". Смертной казни в Евросоюзе, к счастью, нет, но хотелось бы увидеть этого мерзавца доживающим свой век в тюрьме.
А некоторым выдающимся журналистам из страны, которая скоро по жестокости своих действий, кажется, догонит Руанду, неплохо бы помнить, что Кабуга скрывался 26 лет, а его все равно поймали. И, кстати, что второго Эзры Паунда среди них не видать, хотя психиатрическое освидетельствование многим из нынешних пропагандистов пройти неплохо бы…
*Вынуждены сообщить, что так называемое министерство юстиции РФ считает заслуженного учителя Российской Федерации Тамару Эйдельман иностранным агенто
! Орфография и стилистика автора сохранены