Надо ли праздновать 9 мая?
- спрашивает разных специалистов издание Черта.
Я пока ехала в автобусе, написала занудный ответ. Вот полный черновик.
Люди вкладывают в празднование 9 мая разные смыслы. Совершенно не обязательно они должны быть одинаковы.
Давайте я расскажу историю из прошлых экспедиций.
Вот поселок Х на Русском Севере - бывший режимный объект, туда ссылали людей, чтобы они рубили и сплавляли лес. В том числе крестьян из-под Днепра (Днепропетровска), которых объявили кулаками.
В этой деревне жил и умер Иван А. Он был сослан туда ребёнком. Когда началась война, он хотел идти защищать свою страну, но его не взяли. Потому что он был ссыльный, сын врагов народа. Он работал всю жизнь в этом поселке, и добился много - но очень печалился, что Родина считала его человеком второго сорта. И на смертном одре много говорил об этом своей невестке, Валентине.
И вот наступило очередное девятое мая. В 2018 году Валентина взяла его портрет, увеличила, написала годы жизни, все, как полагается, пошепталась с организатором местного Бессмертного полка, и пронесла его портрет среди других ветеранов.
Чтобы, как нам потом объясняла, "додать" ему то, что Родина не дала. Чтобы на том свете его не гнали свои, а привечали.
Любой коллективный ритуал построен на том, что незнакомые люди, участвующие в нем, раздеяют общие эмоции. Так, собственно, благодаря ритуалам незнакомые ранее люди вырабатывают общую идентичность и объединяются в большие сообщества.
Если ритуал памяти 9 мая приводит к объединению через память и сострадание, то это хорошо, на мой взгляд. И я знаю несколько коллективных попыток праздновать 9 мая именно так. Под городом К. есть деревня, где жители положили сами камень в память о тех, кто ушел из этой деревни и 8 мая собираются там, чтобы послушать истории о жизни этих семей ( среди организаторов есть одна архивистка).
Однако государство хочет другого: чтобы люди вырабатывали в ритуале гордость и презрение к врагам. Это опасное чувство - оно легко объединяет людей, но и легко провоцирует их на желание повторить, а для этого нужен новый враг - вновь и вновь.
! Орфография и стилистика автора сохранены