Сколько всего написано историками об эпохе ордынского владычества… Из нее выводят все особенности российской жизни — аж вплоть до сегодняшнего дня. От Орды, якобы, идет российское самодержавие — одни писали об этом с восторгом, другие с ужасом, но в любом случае Орда получалась некой силой, нависавшей над Русью, вынуждавшей князей пресмыкаться перед ханами, определявшей жизнь каждого человека на Руси.
Но вообще-то, все было не так просто. Как только начинаешь смотреть на XIV–XVI века не просто как на "эпоху возвышения Москвы", а как на мир, в котором были разные силы, разные люди, разные города, то видишь замечательный разноцветный калейдоскоп, в котором ордынский хан может бежать в Литву или в Среднюю Азию, тверской купец — спуститься по Волге и добраться до Индии, а арабский или персидский купец — до Булгара и Казани, а может, и дальше.
В этом мире воевали — безусловно, да и вообще, жизнь была жестокой. Там кипели политические интриги и велась борьба за власть похлеще, чем сегодня. Там летели головы с плеч, князья подсиживали друг друга, ханы оказывались марионетками в руках своих полководцев. А еще там возводили прекрасные города, писали стихи, путешествовали из города в город.
Там не было противостояния "стенка на стенку" между христианством и мусульманством, или между "русским" и "татарским" миром. Все было перемешано, люди из ордынских земель отправлялись служить на Русь, а из Новгорода, Москвы, Твери — торговать в Орду.
Волга была тем просторным и длинным путем, который связывал лесной север и степной юг, Новгород и Астрахань, и именно поэтому в новой лекции из курса по истории Поволжья мы отправимся в путешествие по великой реке, чтобы посмотреть, как жили люди на ее берегах, как они сражались и торговали, кому они подчинялись и против кого бунтовали.
ВЫНУЖДЕНЫ СООБЩИТЬ, ЧТО НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕН ЗАСЛУЖЕННЫМ УЧИТЕЛЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТАМАРОЙ НАТАНОВНОЙ ЭЙДЕЛЬМАН, КОТОРУЮ ТАК НАЗЫВАЕМОЕ МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ ВКЛЮЧИЛО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ.
! Орфография и стилистика автора сохранены