Российская оппозиция довольно долго не может сформировать позицию. Поиск настолько затянулся, что в пути обозначились потери, и не только репутационные.

Казалось бы, в условиях войны противостоять единому врагу должна единая и сплоченная сила. Но на деле это не так.

Врагу и, к сожалению, друг другу противостоят две главные партии — Партия Победы Украины и Антивоенная Партия. Смерть А. Навального, возможно, заставляет немного глубже оценить противоречия между ними и понять невозможность и нецелесообразность разговоров о перспективах их объединения.

Как мне представляется, подобное деление достаточно условно, не отражает глубину противоречий.

Партия Победы Украины — это партия Свободы, Демократии и Права. Здесь все ясно — военная Победа Украины, освобождение захваченных территорий и восстановление международного права.

Антивоенная Партия, в свою очередь, — это совершенно точно не Партия Свободы, не Партия Права.

Что же касается Демократии, то именно здесь и кроется главная проблема, связанная с поиском единой позиции оппозиции.

Безусловно, сегодня Антивоенная Партия с сохранением захваченных у Украины территорий значительно ближе большинству ватнопоголовья.

Можно ли такую позицию считать демократической и, соответственно, можно ли считать такую партию в России оппозиционной? Разумеется, нет.

Главная проблема российской оппозиции, ее уязвимость в общепринятом понимании заключается в том, что у нее крайне ограничен ресурс популизма. Это самая большая проблема, которую, похоже, никто не хочет и не может понять.

В любой стране оппозиция должна найти популярную и поддерживаемую гражданами повестку и с ней победить на выборах. В любой стране есть злоупотребления популярностью, переходящие в популизм. И в любой стране есть сдержки и противовесы от популизма. Кроме независимых СМИ, верховенства закона, с этим неплохо, а порою лучше всего справляются фондовые биржи и рынки.

Что из этого есть и работает в России? Вот именно!

Что в таком случае может предложить оппозиция российскому ватнопоголовью?

1. Прекрасную Россию Будущего? Во-первых, в этой идее кроме отсутствия демократии и свободы нет Победы Украины. Бизнес ФБК заточен на что угодно. На попытку отмазать одного из главных фронтменов Путина — М. Фридмана от санкций, на продажу сезонной формы протеста и т.д. Сейчас мы видим разворачивающуюся торговлю светлым образом ЕГО в высших кабинетах ЕС и Л. Волкова в качестве кассира. В интернете уже даже распространяются пирамиды, якобы связанные с этим брендом. Но там нет ни единого слова в поддержку Украины, ВСУ и т.д. Как на это смотрят лидеры ЕС, приверженные Победе Украины, неясно.

2. Пассионарность? Этому народу абсолютно плевать на свою жизнь. Она ничего не стоит. С какой стати он оценит чужие жертвы? Соответственно, какой в этом смысл? Я уже не говорю о том, насколько развиты в России традиции пассионарности. Сто лет назад пассионарии пришли к власти и перенесли наплевательское отношение к своей жизни на всю страну.

3. Ненависть? Так эта территория успешно освоена властью и принимается на УРА народом и без оппозиции.

Что же должна оппозиция предложить этому населению, чтобы он пошел за ней? Работу над собственными ошибками? Тяжелый труд? Осознание своей ответственности? Или, может, переучреждение России?

Кстати, без него Запад, который устами своих лидеров выражает поддержку этому народу, обречен выслушивать тот же исторический бред, который несет Путин, от любого претендента на звание противника Путина. Да он уже это слышит. От желающих воевать за Кавказ и продвигавших идею ПРБ без права на свободу от нее.

Сегодня трудно представить себе любого российского оппозиционера, который смог бы обратиться к россиянам как У. Черчилль к народу Великобритании в 1940 г. в расчете если не на поддержку, то хотя бы на понимание.

Как сказал мой знаменитый однофамилец А. Галич (в девичестве А. Гинзбург), "не подходит это дело к моменту".

А когда подойдет?

Только после Победы Украины. Только после того, как этот народец поймет, что он проиграл, что нынешний проект "Россия" не имеет будущего. Ни Прекрасного, ни Великого, ни обычного. И только тогда имперское сознание сможет переформатироваться на региональное. Только тогда утвердится обратная прогрессия. Чем больше страна, тем меньше региональное сознание. Только тогда будет и нормальный народ, и нормальная оппозиция.

А до этих пор единственной рациональной позицией для российских оппозиционеров остается антироссийская. Если конечно, они искренни.

Виталий Гинзбург

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter