Выборы в региональные парламенты 8 октября вызвали куда больше интереса, чем, например, мартовские. В марте было скучно: Госдума запретила участие в выборах избирательных блоков, которые одни только и могли соперничать с "Единой Россией", и интрига практически пропала. Осень оказалась жарче: уже после фактического старта кампании громом среди ясного неба прозвучало загодя сделанное Сурковым заявление о необходимости растить вторую ногу.

Вторая нога зазеленела сразу несколькими побегами. Конечно, в "Родине" или Партии пенсионеров прекрасно понимают, что после объединения во вновь созданной партии заправлять будет окружение Сергея Миронова. Иначе и быть не может: партию-ногу отращивают под избыточный, как стабилизационный фонд, административный ресурс, который тоже уже непонятно, куда использовать. А к тому месту, где ресурс раздают, Миронов определенно ближе других. Но вот при формировании региональных отделений "пенсионеры" и вчерашние рогозинцы вполне могут взять реванш. В конце концов удалось же поверженному на выборах 1999 года "Отечеству" победить в аппаратной борьбе тогдашнее "Единство" и занять лидирующие позиции в нынешнем "ЕдРе".

Борьба между будущими однопартийцами разгорелась нешуточная. И не только под ковром, но и на ковре. Например, на ковре одной из телевизионных студий Екатеринбурга в жесткой схватке "кувыркались" (по выражению одного из участников потасовки) депутаты Государственной думы Евгений Ройзман (Партия жизни) и Евгений Зяблицев ("Родина"), лидеры партсписков на выборах Свердловской областной думы. Выявить победителя в прямом эфире не получилось: когда началась драка, операторы стыдливо выключили камеры, однако на выборах мирные свердловские "пенсионеры" опередили обе партии депутатов-драчунов.

Партия пенсионеров вообще демонстрирует удивительную живучесть. Что осталось от рейтингов "Родины" после отставки Рогозина? Жалкие крохи. Преодолеть заветный барьер партии удалось лишь в Астраханской области, что можно считать личной заслугой депутата Госдумы Олега Шеина. А вот "пенсионеры" пережили уже вторую смену лидера на еще более лояльного Кремлю. И чувствуют себя неплохо. Но главный герой осеннего ристалища – безусловно, Партия жизни. На выборах в Госдуму 2003 года в блоке с партией Геннадия Селезнева она набрала чуть больше 2%, да и потом выступала немногим лучше. Что там говорить, еще в марте этого года, накануне воистину исторических слов Суркова про вторую ногу, едва ли не как курьез воспринималось прохождение ПЖ в два региональных парламента, и то с минимальным «проходным» результатом. Зато сегодня никого уже не удивляют вторые места партии в Карелии, Туве, Липецкой области. Что же случилось такого между мартом и октябрем?

Кроме заявления Суркова – ничего! Даже объединение партий в одну ногу еще впереди. Как тут не уподобить Кремль и Старую площадь былинному герою? Кажется, приснопамятный богатырь достигал потрясающих результатов, взмахивая то правой, то левой рукой. Административные богатыри современности пошли дальше – они махнули второй ногой. И уже во взмахе поняли, что нога эта – левая.

Избирательные комиссии пожинают плоды этого богатырского маха. Суммарный результат РПЖ, РПП и "Родины" в ряде регионов превысил четверть (а кое-где и треть) всех поданных голосов. Прочим партиям теперь придется непросто. Особенно в ситуации, когда принимаются решительные меры, чтобы их осталось не слишком много. Еще на мартовских выборах в большинстве регионов существовал пятипроцентный проходной барьер. В октябре во всех девяти регионах партиям пришлось преодолевать планку в 7%.

Российские политики на всех телеканалах говорят о росте веса и влияния политических партий в стране…

Виктор Вишневецкий, Хабаровск

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter