Московский марш 3 марта уже попытались иронически назвать "несогласным стоянием". Дескать, собрались несколько сотен человек, из которых половина – журналисты, потолкались без ясной цели, получили свое от ОМОНа, ну и что?

У кремлевского агитпропа есть два незамысловатых, но вечных сюжета. Во-первых, кругом – враги, и никто, кроме сильного вождя, от них Россию не спасет. И потому не мешайте укреплять вертикаль власти. Во-вторых (это для тех, кому "во-первых" кажется сомнительным), ну да, ну да – люди во власти, бывает, не без греха. Так ведь это же – политика, грязное дело. И все, кто говорит, что не согласен, они просто сами туда хотят. Или их, дурачков, используют. Лучше во все это вообще не лезть. Тем более что изменить ничего нельзя.

Не буду спорить – сразу страна не изменится от того, что манифестанты крикнут перед телекамерами: "Нам нужна другая Россия!" Однако для людей, приехавших на Чистые пруды вечером 3 марта, было важно заявить о своей гражданской позиции. Они имеют на это право. Его не может отобрать ни циничная московская мэрия, штампующая бумажки с незаконными и издевательскими рекомендациями проводить акции в "другом месте" (лучше всего – на Северном полюсе, надо полагать), ни равнодушное "большинство", которое все никак не возьмет в толк, так с чем же не согласны эти чертовы несогласные? Из-за них, мол, у нормальных людей проблемы с трафиком.

Дорогие мои, проблемы с трафиком у нормальных людей из-за криворуких чиновников, не умеющих делать свою работу. Из-за трусливых "системных" политиков, которые требуют от милиции блокировать мирные уличные акции в разы превосходящими силами. Из-за гешефтмахеров, собирающих верноподданнические толпы на Васильевском спуске. Если бы у оппозиции была возможность вести нормальную политическую борьбу на выборах, в парламенте и на федеральных телеканалах, никому бы и в голову не пришло бегать по проезжей части и размахивать флагами. Глядишь, и вопросов бы меньше возникало – почему и с чем мы не согласны.

А пока – люди собираются и приходят. Им, в конечном счете, не так важно, пройдут они триста метров или их сразу задержат, сумеют они поднять флаг или проскандировать хором. И 3 марта у Чистых прудов, после того, как человек тридцать задержали еще до начала митинга, а толпа растерянных журналистов не понимала, где будут происходить хоть какие-нибудь события, кто-то должен был взять инициативу на себя. Показательно, что в разных концах оцепленной ОМОНом площади образовалось сразу несколько таких центров, как бы передающих друг другу эстафету: лидер московского ОГФ Лолита Цария "завела" участников митинга лозунгом "Нам нужна другая Россия", Никита Белых начал делать заявление для прессы, а нацболы зажгли файеры. Рейды омоновцев по захвату возмутителей спокойствия не охладили пыл манифестантов: через полчаса полную зачистку площади пришлось осуществлять фаланге "щитоносцев". Тем не менее, символический "ультиматум преемнику" был доставлен по адресу: марш состоялся.

Чтобы понять смысл событий 3 марта, надо осознать, что на "Марш несогласных" выходят не за Каспарова и не за Лимонова, а за себя – за свои интересы и ценности. Заявляя "Марш несогласных", организаторы удовлетворяют общественный спрос на оппозицию (поэтому, кстати, они не могут его по своей воле отменить). Бывает, что получается не все, что задумано. Бывает, что и задумано не самым лучшим образом. Но бесспорное право на критику тут есть только у сочувствующих. Скептики и насмешники пусть сделают лучше нас: пока ничего не слышал даже о подобных попытках.

Денис Билунов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter