Касым-Жомарт Токаев. Фото: Владислав Воднев / Sputnik/РИА Новости
  • 22-11-2022 (11:27)

Предсказуемый результат

Блогосфера о переизбрании Касыма-Жомарта Токаева президентом Казахстана

update: 22-11-2022 (17:04)

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев победил на прошедших в воскресенье выборах главы государства. На состоявшихся выборах он набрал 81,31% голосов избирателей, об этом сообщает Центральная избирательная комиссия. Ранее Токаев предложил изменения в Конституцию, согласно которым президентом Казахстана можно избираться лишь один раз на семилетний срок.

Телеграм-канал "Выборы, выборы, выборы...":

"Центральная избирательная комиссия во вторник подвела окончательные итоги выборов президента, которые западные наблюдатели раскритиковали как неконкурентные.
Внеочередные выборы президента Казахстана прошли в воскресенье, 20 ноября. По официальным данным, действующий президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев набрал 81,3 процента голосов.

Председатель Центральной избирательной комиссии Нурлан Абдиров сегодня сказал, что организация подготовки и проведения выборов прошла в строгом соответствии с национальным законодательством и международными обязательствами. Он сообщил, что ЦИК зарегистрировала "избранного народом" Касым-Жомарта Токаева в качестве президента Казахстана и вручила ему соответствующее удостоверение. "Принесение присяги избранным президентом назначено на 26 ноября 2022 года", — сообщил председатель ЦИК.

По теме
НОВОСТИ

Независимые наблюдательные организации в Казахстане сообщили в день голосования, что их представители зафиксировали десятки нарушений, заявлялось, что перед закрытием участков с них начали удалять некоторых наблюдателей".

Телеграм-канал "Ваш покорный слуга QR-Кот":

"Я прекрасно помню, как прокремлевцы относились к Трампу. Это была синусоида: "Трамп — братишка" ("хочется помахать американским флагом" (с)) — "Трамп — чмо".

Но дело-то в том, и с другой стороны иногда присутствует зеркальность.

Ну, например, к Илону Маску.

Но более всего — к Токаеву.

До 2022 года его особо не поминали. Синусоида началась в январе (как давно это было!). "Кровавый убийца, подавивший народное восстание и призвавший чужие войска!"

Когда чужие войска он с благодарностью удалил, а подоплека событий со свержением назарбаевского клана стала более-менее вырисовываться, обличители замолчали.

А летом они уже забыли свои обличения, Токаев стал "братишкой" (ну, как же — санкции соблюдает, и вообще!).

Теперь он провел выборы, на которых, само собой, победил. Восхвалители снова замолчали. Будет стараться дружить с Москвой — опять гневно возденут руки, конечно...

На самом деле Токаев — авторитарный правитель. Самый обыкновенный — но заботящийся о своей стране. И ее интересах. Что и отличает его от некоторых иных.

А еще важна графа "Против всех". Которая была, помнится, и в РФ. А потом куда-то делась. Кто помнит, когда, куда и как?"

Аркадий Дубнов:

"В современной истории Казахстана надо различать двух Токаевых, одного нам известного по периоду до января 2022 года, когда в стране была предпринята попытка госпереворота, а второго постянварского, когда Токаев не без помощи ОДКБ, а точнее, Кремля, сумел устоять на посту и сохранить свою власть. Именно этот "второй Токаев" сегодня переутверждается на президентском посту, задавая свои, принципиально новые правила игры на социально-политическом поле страны и в экономической деятельности.

Что же касается тех, кто сегодня критикуют нынешние выборы в Казахстане, упрекая их в недостаточной демократичности, то они, разумеется, правы. Но откуда взять "достаточно" демократии в нынешнем Казахстане, прожившем 30 лет в условиях тотального автократического режима, временами жестокого и едва ли не варварского по отношению к своим противникам и оппонентам, и перераставшего при стареющим национальном лидере в олигополию и непотию.

Намеренно обхожу вопрос о конкурентном характере выборов, он выглядит надуманным. Конкурентов у Токаева не было, только небольшой ансамбль солистов своеобразного политического миманса, у каждого из которых была своя партия — женская, правозащитная, патриотическая…"

Телеграм-канал "СерпомПо":

"То, что почти полмиллиона из 8 млн имеющих права голоса проголосовали против всех кандидатов (давно забытая в России возможность) говорит о том, что не всем пришлась по вкусу затея с досрочными выборами Токаева. Ради этого снова подправили Конституцию, разрешив править ему еще 7 лет. Правда, записали, что этот срок для всех президентов страны должен быть единственным.

Хорошо, если Токаев сдержит слово. И через 7 лет, которые пролетят быстро (тем более в грохоте масштабных экономических реформ, обещанных Токаевым), не найдется какая-то местная Терешкова и не убедит всех, что для Токаева нужно сделать исключение. Как это принято у соседей Казахстана на постсоветском пространстве".

Арсений Молчанов:

"Три недели назад Токаев подписал закон об амнистии участников январских протестов. Многие запытанные в СИЗО были отпущены, их уголовные дела прекращены. Хотя по-хорошему нужно судить тех, кто пытал. Под следствием есть такие полицейские, но их не много. В любом случае "и на том спасибо". Оттепель, как-никак.

Я хотел записать интервью с пострадавшими от пыток, но ни они, ни их адвокаты больше не хотят общаться с прессой. Видимо, что-то им пообещали или есть какой-то негласный договор, чтоб те больше не мусолили больную тему взамен на закрытие уголовных дел.

Сейчас Токаеву 69. Он сам себе ограничил правление до 7 лет и только одним сроком. В 2029 году ему будет 76. Возможно, потихоньку начнет готовить преемника. Но наверняка же думает, кем остаться в истории — эдаким степным Ататюрком или снова свалиться в вождество. В конце концов, Путин тоже весь первый срок был едва ли не новым "окном в Европу".

Телеграм-канал "Методичка":

"Смысл изменений в ослаблении полномочий президента, который обладает слишком обширной властью, усилении парламента и правительства. Очевидно, Токаев решил передать основную власть главе правительства, который никак не ограничен по времени пребывания на своем посту, и новый президентский срок использует для того, чтобы сколотить мощную партию постоянного парламентского большинства, а также усилить правительство".

Данияр Ашимбаев:

"Высокая — но без фанатизма — явка говорит об относительно небольшом административном вмешательстве (без "каруселей"). Кроме того, часть избирателей не пошла на выборы по двум причинам: предопределенность итогов и отсутствие реальных оппонентов. На июньском референдуме явка составила 68%, на парламентских выборах 2021 г. — 63,3%, на президентских выборах 2019 года — 77,5%. Можно констатировать, что итоги выборов 2022 г. по активности избирателей вполне вписываются в традиционную модель. Население более чем активно участвует в политическом процессе...

...Хотелось бы заметить, что столько высокий уровень поддержки связан и с решительными действиями главы государства в ходе январских событий. Многие тогда впервые увидели в Токаеве сильного и жесткого национального лидера. Очевидно, что ведущиеся известными провокаторами информационные кампании по дискредитации принятых тогда Токаевым решений не получили поддержки у населения. Большое уважение вызвало и то, что, получив по сути карт-бланш практически на любую политику, Токаев пошел не на создание культа личности и концентрации власти, а на сокращение президентских полномочий и срока правления ради создания более сбалансированной и демократической системы управления, эффективной модели представленности интересов населения, общества, гражданского диалога.
Анонсированное проведение в следующем году досрочных выборов в Мажилис и маслихаты должно закончить эту серию реформ".

Владислав Иноземцев:

"Будущее К.-Ж. Токаева, переизбранного вчера президентом на единственный ныне новый семилетний срок, не выглядит безоблачным. Заявленные им преобразования — и я писал об этом ещё в феврале — напоминают реформы авторитарных властей Южной Кореи 1980-х годов, и их успех может оказаться успехом для нации, но не для её лидера (судьба корейских президентов того времени хорошо известна).

Если через семь лет демократия в Казахстане превратится из "суверенной" в реальную, национальным героем станет третий, а не второй президент; если власть попытается "отыграть" реформы обратно, события января 2022 года покажутся сущей мелочью.

Президенту Токаеву нужно будет предъявить народу Казахстана продолжение прежней многовекторной политики; возобновление экономического роста и более справедливое распределение его результатов; и, наконец, уверенные политические реформы (в течение семилетнего срока его президентства состоятся две парламентские кампании, которые станут их индикатором). Каждый успех на этом пути будет снижать сакральность власти и выводить Казахстан из сообщества постсоветских ханств, протянувшегося от Беларуси и России до Туркмении и от Азербайджана до Таджикистана".

Телеграм-канал "Невластный телевизор":

"Теперь Касым-Жомарт Токаев может править семь лет без возможности переизбрания.

И тридцатилетним правлением пока что даже не пахнет. Однако на постсоветском пространстве может случиться всякое".

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter