Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил схиархимандрита Илия (Ноздрина), если такова будет его воля, вернуться в Оптину пустынь. С 2009 года он проживает на патриаршем подворье в Переделкино и является духовником Кирилла. Сейчас схиархимандриту 92 года.
Текст патриаршей резолюции необычен. В ней говорится о поступающих на имя патриарха жалобах "лиц, именующих себя духовными чадами схиархимандрита Илия". То есть патриарх не до конца уверен, действительно являются ли жалобщики духовными чадами отца Илия, но при этом идет навстречу их пожеланиям. Хотя, в принципе, можно было навести справки – самое простое, спросить у самого отца Илия, благо он живет рядом.
Однако патриарх отреагировал на жалобы этих лиц на невозможность иметь общение с отцом Илием и на их просьбы вернуть старца в Оптину пустынь, где бы он мог пребывать "в условиях монашеского сообщества и окружения, с соответствующим медицинским наблюдением, подобающих его возрасту и духовному сану". И благословил отцу схиархимандриту вернуться в Оптину – "при его согласии". Примечательно, что отец Илий находился в отдалении от своих духовных чад 15 лет, но мнение чад во внимание не принималось, а они сами смиренно ехали в Переделкино.
Формулировка "благословил", исходящая от патриарха, в церковной жизни означает указание, которое надо исполнять. Так, в 2022 года патриарх Кирилл благословил православных верующих к вознесению особой молитвы о Святой Руси (где говорится о победе) – и за ее непроизнесение на литургии или даже замену в ней одного слова могут лишить сана. Оговорка "при его согласии" выглядит данью вежливости в связи с возрастом отца Илия – у монаха, когда речь идет о послушании старшему, своей воли быть не должно. Пребывание отца Илия в Переделкино объяснялось тем, что он духовник патриарха, но в случае отъезда схиархимандрита в Оптину пустынь он вряд ли сможет исповедовать Кирилла.
В нынешнем столетии сформировался образ отца Илия как "всероссийского старца" - особенно после того, как в 2003 году тяжело заболел троице-сергиевский архимандрит Кирилл (Павлов), бывший духовником патриарха Алексия II и также живший в Переделкино (где он и скончался в 2017 году), а в 2006-м умер псково-печерский старец Иоанн (Крестьянкин). Но при этом образ Илия серьезно отличается от них своей спорностью – он делал политические заявления, которые отталкивали то людей, ностальгирующих по СССР (Илий называл Ленина злодеем, а Сталина – бандитом), то сторонников либерализма и демократии, когда он публично резко осудил московские протесты 2011 года, назвав их "проявлением страсти ненависти к нашему Отечеству".
Немало говорят о близости Илия к государственной власти, но не стоит ее преувеличивать – он награжден несколькими высокими церковными орденами, но лишь одним светским – орденом Почета в 2019 году. К 90-летию схиархимандрита в 2022-м государственных наград не было.
Объявленный отъезд отца Илия в Оптину пустынь может быть поводом для того, чтобы подумать о судьбе старчества в Русской церкви. Авторитет старчества ХХ века в России был связан в немалой степени с преследованиями верующих людей в советское время, хотя отца Илия они затронули в неизмеримо меньшей степени, чем многих старцев – он окончил духовную академию и в 1976 году был направлен, как тогда официально говорили, "в длительную загранкомандировку в капстрану", то есть на Афон, где пробыл 13 лет.
Теперь государство церкви покровительствует, строятся храмы, возрождаются монастыри – но старчеству все это не благоприятствует. Кстати, в синодальный период истории, когда Русская церковь официально значилась "господствующей", старчество существовало в глубокой провинции, вдали от столиц – в той же Оптиной пустыни, в Сарове, в Седмиезерной пустыни под Казанью. И отношение духовного начальства к старцам нередко было совсем не идиллическим. Так что в тепличных условиях старчество не появляется – и если оно в России и возродится, то, скорее всего, где-нибудь в глубинке, в маленьком монастыре.
! Орфография и стилистика автора сохранены